Lotsia ERP

Цель данной статьи – дать общее представление о системе управления предприятием Lotsia ERP.

Более подробное рассмотрение ее возможностей будет проведено в последующих публикациях. Материал является продолжением цикла статей, посвященных программным продуктам автоматизации  деятельности предприятий компании «Лоция Софт».

Речь идет о системах Lotsia PDM PLUS (PartY PLUS и LS Flow), и Lotsia ERP («Координатор»).Они позволяют автоматизировать документооборот компании, архив офисной и технической документации, управление составом изделия и проекта, снабжение, складирование, производство, сбыт, послепродажное сопровождение изделий и многие другие необходимые функции. Кроме того, они позволяют организовать обмен данными друг с другом и с другими системами, установленными на предприятии: с бухгалтерскими и кадровыми программами, системами САПР, АСУТП, технологической подготовки производства и т.п.

 

Такая схема «кусочной» автоматизации сейчас широко распространена и показывает свою жизнеспособность. Собственно, ничего иного сейчас никто из производителей предложить и не может, так как на рынке не существует программного продукта от одного производителя, тем более, отечественного, который позволил бы автоматизировать большое современное промышленное предприятие на всех участках: от проектирования до продажи и обслуживания (или до утилизации). Поэтому автоматизация компании представляет собой компромисс по совместной работе продуктов от различных производителей на одном предприятии. При этом, зачастую, оказывается, что управляет всеми этим процессами не служба автоматизации компании, а сами подразделения, которые подбирают себе системы автоматизации по принципу пригодности для данной структуры. Понятно, что вопросы обмена данными между службами предприятия и возможности интеграции с системами других подразделений, как правило, не анализируются. В итоге на предприятии появляется программный «зоопарк», и, по мере увеличения объемов данных, циркулирующих внутри компании, проблема представления данных в удобоваримом для взаимодействия всех структурных единиц компании становится настоящей головной болью отделов автоматизации. Зачастую получается, что отделы автоматизации занимаются не автоматизацией, в смысле развития программно-аппаратного обеспечения компании, а наполовину операторской деятельностью в попытках «поженить» данные из разных отделов в попытках собрать необходимую отчетность для анализа деятельности компании. Не нужно говорить, что если вопросам взаимодействия систем на этапе их выбора уделялось недостаточное внимание, то и результат не порадует, причем не только отдел автоматизации, в конце концов это служба обеспечения, но и те подразделения, которым эти данные готовятся. В общем, если плохи  пчелы, то и меда хорошего не будет.

С учетом всего вышеизложенного понятно, что основной заботой ответственных за автоматизацию компании является поиск таких решений, которые позволяли бы максимально эффективно организовать информационное взаимодействие подразделений между собой для обеспечения производительной деятельности компании и возможности оперативного анализа результатов этой деятельности. О каком же классе программных продуктов идет речь? Естественно, что если мы заговорили о предприятии в целом и оговорили проблему обмена данными, то речь идет о решениях масштаба предприятия, затрагивающих работу большинства структур компании. Это ERP-системы, системы документооборота и некоторые другие. Внедрение таких систем сопряжено со значительными трудностями организационного и субъективного характера. К ним можно отнести: переучивание персонала, перенос старых данных в новую систему с их предварительной обработкой, обеспечение «гладкого» перехода (без остановки работы), преодоление сопротивления (саботажа) отдельных сотрудников и т.п. Это с одной стороны. С другой стороны, они позволяют организовать работу большинства подразделений предприятия в едином информационном пространстве, существенно снизить количество шлюзов по обмену информацией между различными программными продуктами и значительно упростить построение аналитических массивов информации, в которых постоянно нуждается менеджмент.

Еще одним плюсом таких систем является, как правило, наличие в них развитых средств интеграции  с другими системами. Понятно, что при внедрении не хочется жертвовать теми продуктами, которые себя хорошо зарекомендовали и замена которых не выглядит необходимостью. Как правило, это программы, использующиеся в тех подразделения, деятельность которых не связана напрямую с внедряемыми системами. А их замена только увеличит трудности, перечисленные ранее, как в количественном, так и качественном смысле. Например, нужно ли менять систему САПР или АСУТП, если с ними можно наладить автоматизированный обмен информацией? Скорее всего, нет. Даже если такая необходимость существует, это можно сделать на более поздних этапах автоматизации.

Итак, предположим, что у компании назрела необходимость радикального обновления программного обеспечения управления предприятием. Какие выгоды даст внедрение Lotsia ERP? Сразу следует оговориться: данная система, как и все остальные представленные на рынке, не предполагает автоматизации ВСЕХ подразделений предприятия в полном объеме. Как отмечалось вначале статьи - нет таких систем. И слово «комплексная» в названии указывает не на то, что автоматизировано будет все и вся. Ведь значение этого слово по первоисточнику можно перевести как «сложный». Сложность состоит в том, что системы этого класса претендуют на автоматизацию очень большого числа подразделений, а это сложно с технической, организационной и социальной точек зрения. Какие же функции можно автоматизировать с помощью Lotsia ERP?

  • Маркетинг
  • Планирование
  • Заказ и снабжение
  • Производство
  • Склад
  • Сбыт
  • Кадровый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Управленческий и оперативный учет
  • Финансовый учет
  • Бюджетирование
  • Аналитика

В этом перечне приведены те функции, которые можно автоматизировать непосредственно с помощью данной системы.

Все подразделения компании, занятые в выполнении данных бизнес-функций получают доступ к одним и тем же данным, причем эти данные доступны в режиме постоянного доступа: не нужно ждать каких-либо передач, сверок, отчетов из других систем. То есть, достигается оперативность, которой, зачастую, столь не хватает на больших предприятиях. При этом система позволяет учитывать все особенности хозяйствования в наших условиях. Прежде всего, речь идет о выстраивании схем снабжения производства материалами и комплектующими, и схем многоуровневого финансирования в рамках холдинговых структур. На практике это обычно означает потребность работы с единым набором данных в рамках материального, оперативного, управленческого, финансового учета и раздельного учета данных для фискальных органов.

В качестве иллюстрации можно привести пример работы производственного предприятия, где для оценки, например, производственной программы необходимо оперировать данными по материалам и комплектующим на всех складах плюс товары в пути от поставщиков. В то же время по бухгалтерии все эти материальные ценности проходят по различным юридическим лицам или еще и вовсе не числятся и их учет требуется вести совершенно отдельно. Ну а товар в пути, естественно, и вовсе никак не учитывается. То есть, налицо классический случай расхождения потребностей подразделений. В жизни такие коллизии приводят к тому, что если на предприятии нет системы, подобной Lotsia ERP, то производственники работают на программе собственного изготовления, бухгалтерия работает в покупной программе, вколачивая половину данных вручную и порождая ошибки, снабженцы работают еще на чем-то, ну а аналитики сводят в MS Excel массив информации из разных источников, пытаясь подсчитать прибыль хотя бы приблизительно. Эта цифра, как правило, весьма далека от той, что через месяц дает бухгалтерия. Хотя понятно, что бухгалтерские цифры далеко не всегда удовлетворяют потребности менеджмента компании. Lotsia ERP позволяет добиться однократного ввода данных и, при этом, извлечь эти данные в тех разрезах и в том виде, которые нужны совершенно различным подразделениям. Как видно из вышеописанного примера их цели, зачастую, не только не совпадают, но и прямо противоположны.

Вернемся к перечню функций, охватываемых Lotsia ERP. Список, как видно, весьма солидный. Для предприятий различных отраслей какие-то из перечисленных функций могут отсутствовать. Но список вполне достаточен для выполнения прогнозирования, полного торгово-производственного цикла с учетом имеющихся ресурсов (материальных, технических, финансовых) и дальнейшего анализа полученных результатов с выходом на последующий прогноз.

Как же Lotsia ERP позволяет решить описанные выше проблемы взаимодействия с другими структурами компании? Здесь непременно следует упомянуть о том, что Lotsia ERP может работать совместно с системой Lotsia PDM PLUS, которая позволяет автоматизировать архив офисной и технической документации, содержит PDM (Product Data Management) компоненту и позволяет автоматизировать весь документооборот компании. Компонента документооборота поддерживает предопределенную и свободную маршрутизация с возможностью гибкого построения схем движения документов. Эти системы полностью интегрированы между собой и вместе образуют программный комплекс Lotsia PLM, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл изделия, документа и т.д.

Для обмена данными с проектно-конструкторскими отделами предусмотрены модули интеграции с большим набором САПР. Это позволяет «на лету» определить возможность производства того или иного заказа, его ориентировочную себестоимость, возможность и сроки поставки материалов для производства.

Средства доступа к данным и выгрузки данных в определенных пользователем форматах плюс средства генерации отчетов (не говоря о встроенной аналитике) позволяют пользователю решить как ему лучше решать потребности во внутренней и внешней аналитике.

Наконец средства обмена данными позволяют загружать/выгружать данные в/из других систем. Например, прайс-листы поставщиков, конкурентов, номенклатурные справочники материалов и т.п.

Lotsia ERP – продукт интеграционного развития систем автоматизации предприятия компании Лоция Софт, который вобрал в себя большой опыт внедрений на предприятиях самых различных областей народного хозяйства и позволяет эффективно организовать работу подавляющего большинства подразделений большой компании в едином информационном пространстве.
 
Продолжение следует…