Решения

Проектные и архитектурно-строительные организации в настоящее время активно переходят к разработке проектной документации в электронном виде. Разумеется, процесс разработки необходимо координировать, а разработанную документацию хранить и обрабатывать.

Система PartY PLUS (Lotsia PDM PLUS) позволяет автоматизировать практически все задачи, связанные с управление документацией в проектных и архитектурно-строительных организациях. PartY PLUS соответствует требованиям отечественных стандар­тов (СПДС, ЕСКД и др.), но в то же время ориентирована на поддержку международных стандартов (ISO 9000, STEP).

 

Первичный ввод и организация архивного хранения документов

PartY PLUS позволяет быстро импортировать в систему электронного архива предприятия уже существующие в электронном виде чертежи и другие наработки. При этом имеется возможность параллельного ведения электронной картотеки бумажных документов.

Комплект поставки PartY PLUS включает пример настроек системы учета документов в соответствии с требованиями СПДС. Документация при этом храниться по проектам, в структурированном виде (рис. 1). На каждый электронный или бумажный документ заводится учетная карточка, содержащая необходимый набор атрибутивной информации, по которой в дальнейшем может осуществляться поиск и классификация документов. Данная настройка может быть легко модифицирована без программирования в соответствии с потребностями конкретного заказчика.

Система хранения документов может быть как централизованной, так и территориально-распределенной, без каких-либо ограничений по объемам хранения или количеству пользователей.

 

 

 

Рис. 1. Пример возможной структуры архива проектной организации

 

Рис. 1. Пример возможной структуры архива проектной организации

Управление проектной документацией на различных этапах разработки

PartY PLUS позволяет не только хранить уже разработанную документацию, но и управлять процессом ее разработки. При этом документация может быть структурирована уже непосредственно на этапе ее создания.

Структура проектной документации может быть представлена с различных точек зрения. На рисунке 2 представлен фрагмент структуры проектной документации относящейся к стадии «РД». Здесь видно, что на промысле 3 проектируется дизельная электростанция (объект ДЭС). При проектировании ДЭС, одним из элементов является здание дизельной станции. Данное здание на генплане имеет номер 7, что видно из описания объекта. На экранной форме с названием «Объект» отображается набор атрибутов, характеризующий объект проектирования.

Кроме чисто проектных характеристик (наименование, шифр, номер по генплану), в форме используются даты, позволяющие производить диспетчеризацию процесса выполнения проектных работ.

К таковым относятся: плановая и фактическая дата начала разработки документации,плановая и фактическая дата выполнения документации.

Объекты проектирования, далее структурируются по разделам проекта. На рисунках 2 и 3 объект – «Карьер песка».

 

 

Рис. 2. Дерево проектов. Рабочая документация. Информация об объекте.

 

Рис. 2. Дерево проектов. Рабочая документация. Информация об объекте

 

 

Раздел (на рисунках 2 и 3 – «Электротехнический».), в свою очередь, делится на марки, и далее, на чертежи. Экранная форма учетной карточки чертежа представлена на рисунке 3. Здесь отображаются основные атрибуты документа. Атрибут «Обозначение» формируется способом наследования. Каждая часть обозначения формируется полуавтоматически на предшествующих этапах. По чертежам также ведется информация о сроках выполнения. Эти сроки не должны выходить за пределы сроков, установленных для выше расположенных в дереве объектов.

 

 

Рис. 3. Информация о чертеже.

 

Рис. 3. Информация о чертеже

 

 

На рисунке 4 представлена атрибутивная карточка договора, на основании которого выполняются проектные работы.

 

 

Рис. 4. Атрибутивная карточка договора.

 

Рис. 4. Атрибутивная карточка договора

 

 

Договор на проектирование является первым документом, на основании которого инициируется процесс проектного производства по данной теме. В экранную форму договора вводится атрибутивная информация, которая впоследствии будет использоваться при получении информации, поиске договоров, генерации отчетов и т.п. Значения ряда атрибутов выбираются из настраиваемых справочников и классификаторов. Впоследствии, при формировании папки для проектной документации, некоторые атрибуты договора будут автоматически передаваться для формирования атрибутов проектной документации (ГИП по проекту, наименование проекта, шифр проекта и т.д.).

На рисунке 5 изображен возможный вид тематического плана. Тематический план генерируется с помощью встроенного генератора отчетов системы PartYPLUS. Внешний вид и состав информации, отображаемой в плане настраивается в соответствии с привычным пользователям представлением информации (например, в соответствии со стандартами предприятия). Для окончательно оформления в виде документа на фирменном бланке предприятия, сформированный документ может быть экспортирован по заранее заданному шаблону в офисные приложения (например, MS Word, MS Excel).

 

 

Рис. 5. Возможный вид тематического плана (пример сформированного отчета).

 

Рис. 5. Возможный вид тематического плана (пример сформированного отчета)

 

 

Начальники отделов производят предварительное планирование сроков выдачи заданий смежным подразделениям. Такие, локальные, планы отличаются конкретностью и отображают реальную картину подготовки документации. На рисунке 6 представлен отчет, соответствующий план-графику отдела.

 

 

Рис. 6. Сформированный план-график отдела.

 

Рис. 6. Сформированный план-график отдела

 

 

При формировании такого плана, например, ГИПом, информации в отчете будет значительно больше, и она будет соответствовать план-графику всего проекта. Аналогично, при формировании плана заместителем Руководителя, или Руководителем, или сотрудником ППО, информация в отчете будет соответствовать план-графику всей проектной организации.

 

Разумеется, как уже было показано выше, кроме чисто проектной документации, система позволяет управлять всей прочей документацией предприятия, например, договорами. На рисунке 7 показан пример маршрута подготовки и согласования проекта договора.

 

 

Рис. 7. Пример маршрута подготовки и согласования проекта договора в модуле маршрутизации документов системы PartY PLUS (LS Flow).

 

Рис. 7. Пример маршрута подготовки и согласования проекта договора в модуле маршрутизации документов системы PartYPLUS (LSFlow)

 

Гибкость настройки системы позволяет администратору легко изменить первоначальные установки или сделать собственные настройки системы.

 

Интеграция с САПР

PartY PLUS ориентирована на использование о организациях имеющих различные САПР. Так, например, в рамках одного проекта часть моделей и чертежей могут выполняться с помощью Autodesk AutoCAD и приложений для него, а остальные – в среде Bentley MicroStation. PartY PLUS позволяет при этом обеспечить полную интеграцию с указанными системами, включая поддержку файлов внешних ссылок, растровых подложек и компонентных документов. Разумеется, имеются возможность, обмениваться информацией между штампом чертежа и параметрами модели и атрибутами PartY PLUS. Поддержка САПР не ограничена указанными выше системами; имеются возможности интеграции с Компас-График, SolidWorks, Autodesk MechanicalDesktop, Inventor и рядом других систем.

Комплектация документации по проекту для передачи заказчику

Сотрудники службы комплектации знают, как много времени тратится на комплектацию проектной документации для передачи ее заказчику.

Система PartY PLUS включает функции формирования подборки документов для экспорта и передачи заказчику. При экспорте формируется обменный индексный файл, содержащий каталог экспортируемых документов со ссылками на них.

Как показывает опыт внедрения, данная функция позволяет в десятки раз сократить временные затраты на комплектацию проектной документации.

 

 

Тиражирование документации

С помощью опционального модуля (plug-in) DBprint, разработанного авторизованным партнером компании Лоция Софт – компанией ИВС, система PartYPLUS позволяет осуществлять печать комплектов документации в пакетном режиме (например, на инженерных машинах Xerox DS).

Данный plug-in для PartY PLUS служит для автоматизации печати документов различных типов, привязанных к объектам PartY PLUS, и содержащихся в электронном архиве. Гибкая система настроек позволяет за малое время формировать комплекты документации различного содержания. Так как данное приложение реализовано в виде подключаемого модуля к PartY PLUS, то обеспечивается полная интеграция с рабочим местом PartY PLUS и единство пользовательского интерфейса. Система настроек, основанная на использовании профилей, позволяет систематизировать и автоматизировать операции связанные с выпуском различных комплектов документов.

Например, можно создать профиль для печати комплекта проектной документации, и затем для конкретного проекта подбор необходимых документов, их сортировка в соответствии с заданными правилами, и распечатка будут происходить автоматически.

При этом настраиваемыми параметрами профиля являются:

  • глубина прохода дерева проекта при печати – позволяет определить, должны ли печататься документы всего дерева проекта или какого-то определённого уровня;
  • фильтры на печать определённых типов объектов – позволяют распечатать документы, привязанные к объектам определённых типов. Например, можно распечатать все чертежи определенной марки;
  • сортировка печатаемых документов – данная настройка полезна при формировании комплектов документации и позволяет определить порядок печати документов. Возможна сортировка как по типам объектов (например, сначала спецификации, затем чертежи и т.д.), так и по значениям атрибутов (например, по наименованию). Также возможна комбинация этих двух способов;
  • исключение дублирования копий документов при печати.

Для печати файлов различных типов реализован механизм подключаемых модулей. Это делает список поддерживаемых типов файлов легко масштабируемым. Возможна печать документов не только на принтер, но и в файл. При этом выходной формат файла зависит от конкретного подключаемого модуля. Например, модули для печати документов MS Word и MS Excel позволяют производить печать в файлы .prn, а модуль для подбора файлов, просто копирует документы в нужное место, что позволяет сформировать подборку файлов электронного архива, используемых в конкретном проекте.

Дополнительные возможности

Если в системе PartY PLUS имеются электронные модели объекта проектирования, то эти данные могут быть использованы для создания автоматизированной системы эксплуатации объекта и учета имущества (оборудования).

При этом реализация системы в рамках PartY PLUS требует только ввода незначительного объема дополнительных данных.

 

На этом позвольте завершить краткий обзор возможностей системы PartY PLUS(Lotsia PDM PLUS) по управлению проектной документацией.

Прикладные системы на основе PartY PLUS, в которых реализован описанный в статье функционал, успешно работают в ряде строительных компаний, проектных организациях нефтегазовой отрасли, горнодобычи и переработки, а также энергетики. Но сегодняшний день это, возможно, лучшее решение для отечественных проектных организаций.