Lotsia PLM

В настоящее время на отечественном рынке программного обеспечения представлен ряд систем, претендующих на поддержку информации об изделии на протяжении всего его жизненного цикла (систем класса  PLM – Product Lifecycle Management) – маркетинговая, проработка, проектирование,  производство, послепродажное сопровождение и утилизацию.

В данной статье рассматриваются ключевые возможности новой разработки компании Лоция Софтвэа  – интегрированного решения Lotsia PLM.

Ключевые компоненты PLM-решения

Можно ли построить полноценную систему PLM без поддержки информации об изделии и на этапе разработки, и на этапе производства? Ответ однозначный: только комплексное информационное  сопровождение изделия на всех стадиях его жизненного цикла позволяет реально решать задачи PLM. Комплекс программ Lotsia PLM позволяет решить указанные выше задачи в полном объеме.

Lotsia PLM включает два основных модуля, каждый из которых может также использоваться полностью автономно – Lotsia PDM PLUS (развитие известной системы PartY PLUS) и Lotsia ERP (развитие системы управления предприятием «Координатор»).

Совместное использование этих модулей позволяет реально решать задачи PLM, а полная русификация, наличие готовых примеров настройки для разных отраслей, поддержка широкого спектра САПР и низкая цена делают данное решение одним из предпочтительных для отечественных предприятий.

Рассмотрим подробнее, какие возможности предоставляет заказчикам данное решение на каждом этапе жизненного цикла продукции.

При этом управление ресурсами предприятия на этапах жизненного цикла изделий осуществляется с помощью модуля Lotsia ERP, а автоматизация процессов поддержки жизненного цикла изделий  – системой создания и реализации информационной модели изделия (в данном случае – Lotsia PDM PLUS). Сквозное взаимодействие всех подсистем на всех этапах осуществляется с помощью транспортной утилиты и модуля Workflow.

Что хотелось бы подчеркнуть: в данном решении все подсистемы работают в режиме полной интеграции, и отсутствует необходимость в конвертации данных.

Рис. 1. Использование модулей системы Lotsia PLM на разных этапах жизненного цикла изделия.

 

 

Рис. 1. Использование модулей системы Lotsia PLM на разных этапах жизненного цикла изделия.


Маркетинг и изучение рынка

На данном этапе система позволяет провести предварительную оценку стоимости будущего  изделия на основании уже накопленной информации в базе данных по составным частям, сравнить его основные характеристики с конкурирующими продуктами и аналогами. Также возможно использование модуля аналитики для получения оценочных данных по затратам на разработку, производство и сбыт продукции.

Аналитические средства системы на основании накопленных данных позволяют сделать прогноз динамики сбыта товара, оценить сроки разработки и производства.

Проектирование и разработка продукта


На данном этапе жизненного цикла продукции наиболее широко используются возможности системы Lotsia PDM PLUS. Система осуществляет как поддержку состава изделия, так и ведение архива документов, при полном соблюдении требований CALS-технологий.

Для удобства работы отечественных пользователей в систему включены такие специфические функции как создание исполнений по ЕСКД, формирование спецификаций (как единичных, так и групповых). Также система поддерживает работу с версиями и вариантами.

Для обеспечения непрерывного контроля над данными при проектировании Lotsia PDM PLUS имеет интерфейсы к практически всем наиболее популярным САПР, представленным на отечественном рынке (Autodesk AutoCAD, Mechanical Desktop,  Inventor, Bentley MicroStation, TriForma, PlantSpace, GeoGraphics, SolidWorks и др.).

Так, например, интерфейс к AutoCAD позволяет открывать документы AutoCAD из архива Lotsia PDM PLUS – расширение перехватывает стандартные команды и меню AutoCAD’a. Таким же образом перехватывается и выбор XREF и ссылочных (ассоциированных) файлов. Интерфейс позволяет сохранять документы в архив непосредственно из среды AutoCAD – также осуществляется перехват стандартный команд и меню.

При наличии модуля интеграции пользователь может синхронизировать любые поля типа «TEXT» и «MTEXT» с атрибутами объектов в системе Lotsia PDM PLUS. Также возможно взаимодействие с другими САПР и системами PDM третьих фирм с использованием STEP.


Планирование и разработка процессов производства

Система позволяет хранить всю информацию, относящуюся к технологической подготовке производства и планированию процессов производства.

Имеется опыт использования системы в режиме интеграции с АСТПП «ТехноПро»,  «Компас-Автопроект» и «Вертикаль».

Комплекс Lotsia PLM позволяет формировать производственную программу с учетом наличия на складах комплектующих.

Также возможно формирование графиков производства.

Опционально поставляются интерфейсы к системам календарного планирования и управления портфелями проектов MS Project и Oracle Primavera, также имеется собственный базовый планировщик.


Заказ и закупки материалов и комплектующих

Модуль Lotsia ERP позволяет вести прайс-листы поставщиков. Система дает возможность проводить анализ складских остатков на базе минимального наличия, плана производства, пакета заказов от клиентов. Службы снабжения предприятия получают возможность формирования пакета заказов поставщикам, отслеживания выставленных поставщиком цен, товара в пути и выполнения заказа.  При этом наилучший поставщик для конкретной поставки может быть выбран по ряду критериев. Заказ поставщику  в дальнейшем может быть преобразован в акт приемки.

Также поддерживается формирование заказов поставщику на основании счетов-заказов от клиентов, заказов удаленных филиалов, оборачиваемости товаров, их минимального остатка и времени доставки. Может проводиться отслеживание состояния заказа поставщику и контроль выполнения заказов.

Для территориально-распределенных предприятий и холдингов поддерживается функция формирования заказа филиалов и их передача для обработки в центр (склад-распределитель). На их основании проводится формирование заказов поставщикам с указанием места доставки.

Разумеется, имеется возможность и формирования заказов поставщику на поставку материалов и комплектующих на основании производственной программы с учетом комплектации изделий и производственного цикла.


Производство

Одной из основных функций системы является информационная поддержка производства.

В модуле Lotsia PDM PLUS формируются ведомости покупных изделий, материальная ведомость и другие необходимые документы.

Lotsia ERP включает функционал формирования производственной программы на основании данных, полученных из модуля Lotsia PDM PLUS. При этом в системе осуществляется учет комплектации изделия, поддерживаются исполнения, изменения и  замены.

Lotsia ERP имеет функционал для формирования цеховых планов и межцеховой кооперации.

Система включает все необходимые средства для ведения цеховых складов. Отслеживание незавершенного производства и передач между цехами также реализовано в рамках комплекса. Отслеживается движение деталей и заготовок по цехам.

Поддерживается как работа с партиями изделий, так и с отдельными экземплярами (например, номерными изделиями и т.п.).

Руководству предприятия, безусловно, будут полезны функции определения плановой и фактической себестоимости изделий.
Упаковка и хранение

Lotsia ERP включает мощные средства для оптимального использования имеющихся ресурсов предприятия. Для предприятий и холдингов с территориально-распределенной структурой система предлагает функции анализа складских остатков удаленных филиалов и  определения их потребностей в материалах и комплектующих.

При этом для хранящейся на складе продукции осуществляется определение себестоимости с учетом дополнительных накладных расходов. Разумеется, ведется также и учет недопоставки, излишков, порчи. Учет может вестись по складам или по товарным группам. При этом формируются все необходимые документы: сличка, пустографка и др. При необходимости сотрудники службы комплектации могут легко осуществить перемещение материальных ценностей на нужные склады или в другие филиалы.

Также система включает функции разукомплектации, комплектации, и поддерживает все  виды списания.

Система позволяет вести контроль наличия свободных и зарезервированных материалов и комплектующих, отслеживать историю их движения.

Поиск материалов, комплектующих и изделий может осуществляться  по различным критериям из классификатора, также возможен поиск по контексту или по штрих-коду (как вводом с клавиатуры, так и с использованием сканера штрих-кодов).

Система Lotsia ERP поддерживает генерацию и печать штрихкодов, использование различного периферийного оборудования (сканеры штриховых кодов,  терминалы сбора данных, принтеры этикеток, электронные весы), что значительно упрощает работу персонала с большим числом наименований материалов и комплектующих.

Для холдинговых структур также могут представлять интерес возможности по приходованию и хранение материалов, комплектующих и изделий различных юридических лиц.


Реализация (сбыт)

Одной из основных целей любого производства все же является реализация (продажа) изготовленных изделий. Для поддержки этой столь важной для предприятия функции система Lotsia ERP также располагает всеми необходимыми средствами.

Система позволяет организовать как торговлю на заказ (разумеется, связанную с производством под заказ), консигнацию, оказание услуг (например, настройке оборудования и обучению персонала), доставку, сборку и пусконаладку.

Для удобства работы предприятий, осуществляющих реализацию своей продукции как организациям, так и частным лицам,  предусмотрена возможность работы с любыми формами оплаты, в том числе, возможна комбинированная оплата с пересчетом по курсу. Возможен частичный отпуск товара по счету с учетом и без учета произведенных оплат.

Ведется сальдо клиента, анализ оборота по клиенту или конкретному счету.

Для работы с постоянными партнерами и покупателями предусмотрены различные виды скидок (наценок) – как по счету в целом, так и по любой позиции, по сумме счета, по количеству, по клиенту… Разумеется, поддерживаются скидки по дисконтным картам (магнитным, штриховым).

У сотрудников отдела продаж предприятия всегда имеется актуальная текущая информация о наличии свободного к выписке товара и зарезервированного товара с указанием счетов и накладных. Резервирование позиций счета возможно как по счету в целом, так и по любой произвольной позиции.

Система поддерживает формирование и печать всего необходимого комплекта документов: счетов-фактур, накладных, приходных ордеров и т.д.

Ведется поддержка прайс-листов в различных валютах, печать ценников в выбранной валюте, фиксирование цены в валюте и в рублях, настройка округлений для различных валют.

Возможна продажа комплектами. Также поддерживается продажа товара по соотносимым единицам измерения (штуки, коробки...).

Для территориально-распределенных предприятий возможна установка торговых приоритетов для складов. Также возможно выделение специализированных складов и задание правил отгрузки продукции с них  (например, запрет торговли со склада «Брак»).

Система поддерживает несколько алгоритмов выписки счетов. Имеется возможность быстрого поиска счетов и накладных по различным критериям (просроченные, не полностью оплаченные и т.п.).


Установка и ввод в эксплуатацию

Комплекс позволяет подготавливать различные комплекты документации на изделие для передачи эксплуатирующим организациям (например, передачу проектной документации заказчику). При этом в автоматическом режиме формируется пакет документов и генерируется гипертекстовый файл с описанием, включающий все необходимые гиперссылки.

Аналогичным образом могут формироваться электронные технические руководства и другие комплекты документов, необходимых для сопровождения и эксплуатации  изделия.

При необходимости передачи твердой копии документации возможна также пакетная печать отобранных документов.

Для поддержки информации об изделия во время его эксплуатации предлагаются законченные отчуждаемые прикладные АСУ ремонта и эксплуатации, построенные на основе Lotsia PDM PLUS. С помощью этих систем можно сопровождать изделие вплоть до утилизации, отслеживая при этом данные о наработке, ремонтах, движении оборудования и т.п.


Таким образом, использование комплекса Lotsia PLM действительно реально позволяет решать задачи информационного сопровождения изделия на протяжении всего его жизненного цикла. Интегрированное решение позволяет избежать использование связок разных систем от нескольких производителей, упрощая и удешевляя решение.

Низкая стоимость и простота внедрения системы выгодно отличают Lotsia PLM от зарубежных систем аналогичного назначения. А реальный опыт многих отечественных предприятий, успешно использующих программное обеспечение компании Лоция Софтвэа, служит практическим подтверждением работоспособности данного решения в непростых отечественных условиях.